Все мы когда-то сдавали экзамены. Что такое экзамены в жизни человека? Самый ответственный и сложный периодИменно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого обучающегося.  

Для вас и ваших подростков наступает волнующая пора- пора сдачи первых государственных экзаменов в профессиональном образовательном учреждении.

Чтобы успешно сдать экзамен, подросткам необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке подростков к экзамену играет поведение их родителей. Помощь взрослых очень важна, поскольку подростку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку— умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись, - вдохнуть полной грудью воздух и идти дальше.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность подростка в сдаче государственных экзаменов промежуточной аттестации.

  • Что значит – поддержать подростка?      
  • Верить в его успех.
  • Опираться на сильные стороны подростка.
  • Подбадривать, хвалить подростков за то, что они делают хорошо.
  • Повышать их уверенность в себе, ведь чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 
  • Избегать подчеркивания промахов подростка.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение подростку.

Поддержку можно оказывать:

  • Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!»,  «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»
  • Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях подростка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом)
  •  Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями.

В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть.

Очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?»

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность подростка.

  • Подростки часто волнуются, т.к. им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам. Помогите распределить темы подготовки по дням, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена.
  • Ознакомьте подростка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у подростка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка подростка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных  ему письменных и устных видов работ.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте подростка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у подростка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если подросток не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать гармоничную домашнюю среду! 

  • Обеспечьте спокойную, уютную, рабочую атмосферу в доме.
  • Организуйте удобное место для занятия подростка.Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
  • Проследите, чтобы никто из домашних не мешал, не отвлекал подростка во время занятий.
  • Контролируйте режим подготовки подростка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать.
  • Определите вместе с подростком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Наблюдайте за самочувствием подросткаНикто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния подростка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего подростка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

  • физические:хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания  и пр.), резкая прибавка или потеря  в весе, боли различного характера (в голове,  груди, животе, шее, спине и т.д.).
  • эмоциональные: беспокойство,  сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие  к  окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
  • поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,  потеря  интереса  к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос,  кусание  ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение  пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

Обратите внимание на питание подростка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и  сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как овощи, фрукты, рыба, творог, орехи, шоколад и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Особое внимание следует уделить режиму сна и бодрствования. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы подросток хорошо высыпался. Не разрешайте подросткам учить целыми днями  или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству. Полноценный 8-часовой сон обязателен! Причем, ложиться спать необходимо не позднее 22 часов, т.к. режим отдыха для центральной нервной системы наступает именно в период с 22.00 часов до 24.00 часов.

Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении аттестационных испытаний, т.к. период экзаменов для большинства выпускников является очень тревожным. Особое значение в этот период имеет ваш собственный эмоциональный настрой.  Подростку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подросток, в силу возрастных особенностей,  может эмоционально "сорваться".

Важно сдерживать отрицательные эмоции и демонстрировать подростку спокойствие, терпение, доброжелательный настрой. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим подростком. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. Настраивайте подростков на то, что у них все получится.

В зависимости от сущности имеющихся у подростков затруднений выделяют, так называемую группу  риска.

Задачи родителей:

  • Для тревожных подростков на предэкзаменационном этапе важно создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у подростков этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
  • Для неуверенных подростков - создание ситуации успеха; Очень важно, чтобы неуверенный подросток получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").
  • Для гиперактивных подростков, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации - повышение значимости экзамена. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить подростка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких подростков "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.
  • Для ответственных подростков (отличники), старающихся соответствовать ожиданиям окружающих, снижение значимости экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Очень важно помочь таким подросткам скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе подросткам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд.
  • Для астеничных подростков очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым подросток не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Подросток не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы подросток не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

Накануне экзамена обеспечьте подростку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте подросткам во время экзамена обратить внимание на следующее:

  1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
  3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые подросток получит на экзамене, не критикуйте подростка после экзамена. Внушайте подростку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.      

 Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет подростку быть успешным!

 

 Детско-родительские отношения. Роль семьи в формировании личности подростков.

 Буклет для родителей

 12 родительских директив